Огнестрельное, холодное и пневматическое оружие, тюнинг оружия, оптика, снаряжение и экипировка. История и политика.
Практические тесты, исследования по истории оружия, аналитические обзоры.

На этом сайте вы найдёте большое количество интересных и хорошо иллюстрированных материалов об отечественном и иностранном оружии, тюнинге оружия, оптике, снаряжении и охоте в России. Все статьи являются уникальными и помогут вам не только в выборе оружия и снаряжения, но и их индивидуальной адаптации
о себе о сайте Сахалин и Курилы фотогалерея контакты
Оружие, боеприпасы, оптика, история оружия
 
Огнестрельное и пневматическое оружие

- гладкоствольное
- нарезное
- комбинированное
- травматическое и
  сигнальное

- пневматическое оружие
- боеприпасы,
  снаряжение патронов

Тюнинг и чистка оружия,  аксессуары для IPSC

- тюнинг оружия и аксессуары
- чистка оружия
- товары
  для практической стрельбы

Холодное оружие

- охотничьи и туристические
  ножи, топоры и мультитулы

- приспособления для
  заточки ножей и инструментов

Оптика

- бинокли, монокли,
   зрительные трубы, дальномеры

- дневные прицелы
- тепловизоры, ночные прицелы,
   приборы ночного видения

- кронштейны
   к оптическим прицелам

Книги

- историческая, оружейная и
  охотничья литература

"Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.."
/А.С.Пушкин/



Художник с напильником

Ножи Павла Никитина

Юрий Максимов
фото автора










Этой статьёй мы продолжаем цикл о российских мастерах-ножеделах. Сегодня речь пойдёт об изделиях классического кустаря-одиночки с Южного Урала, который свой творческий путь выстраивал с детства и упорно шёл к намеченной цели – созданию удобных и красивых ножей.





Не каждому это заметно со стороны, но можно уверенно констатировать факт: в настоящее время количественно и качественно растущее сообщество российских ножевых мастеров является одной из самых молодых социальных групп нашего общества. Конечно, молодые специалисты уже появились и в наших важнейших государственных КБ, но, на что хочется ещё раз обратить внимание, добровольное вовлечение молодёжи в сферу слесарного дела (требующего немалого таланта и изрядного упорства в стремлении достичь поставленной цели) является замечательной тенденцией.

Благодаря интернету и традиционной общительности мастеровых, в настоящее время развитие ножевого дела получило мощный толчок, что послужило появлению большого количества замечательных мастеров по всей территории России и в бывших республиках Советского Союза.










Художник с напильником

Родился Павел Никитин в 1987 году. Уже с младых лет он умел хорошо рисовать и любил мастерить руками. Это задатки явно передалось ему от родителей и дедов, людей творческих и умелых. Ножи, как и любого другого мальчишку, Павла привлекали с раннего возраста. Первые попытки самостоятельно изготовить нож были еще в школьном возрасте, что во многом и предопределило будущее подростка.





В биографии мастера особо стоит отметить его образование: Павел художник. Самобытным самородком его не назовёшь, ибо учился парень долго и целенаправленно. Причём отучился он на художественно-графических факультетах колледжа и университета. Согласитесь, это отличная основа для любого мастера, чья деятельность связана с искусством созидания.

В 20-летнем возрасте Павел попробовал себя в создании ножей более осознанно, уже под влиянием интернета и с первичными представлениями о сути предмета. В 2007 году он выложил результаты своих изысканий на оружейном форуме, на что получил одобрительные отзывы опытных коллег-мастеровых. И уже к концу года у Павла был небольшой заказ на серию ножей, плавно переросший в большую очередь: ножи молодого мастера людям понравились. С тех пор Никитин и занимается ножами. Как для многих молодых мастеров-кустарей, это для него является и как отдушиной, так и возможностью направить свои силы в совершенствование на художественно-техническом поприще.






Ножи.
Концепция мастера.

По словам Павла, принцип его работы заключается в том, что изготавливаемые ножи должны быть пригодными для практического применения: быть «резучим», эргономичным и, что немаловажно, радовать глаз хозяина и окружающих. Т.е., нож должен с равным успехом использоваться на охоте и на кухне, храниться в частной коллекции и греть душу ценящему владельцу.







В основном мастер делает ставку на форму, на чистоту обработки поверхности, качество подгонки деталей и применяемых материалов. Большое значение Павлом придаётся дизайну своих изделий, ибо гармония очень важна во всём: будь то абрис клинка, взаимодействие деталей между собой или выбор материалов. В дизайне ножа также важна мера - не должно быть перегруженности декоративными элементами. Проверено: кажущаяся скромная простота выверенных форм даёт неплохой результат.







Помимо изделий, рисуемых «с нуля», мастер еще делает ножи классические, за основу которых берутся реальные прототипы, немного перекроенные на свой манер, но с сохранением основных черт оригинала. В частности, это якутские ножи и «финки» пуукко.








Нож «Универсал»

Представленный в статье нож «Универсал» задумывался как инструмент самого широкого назначения. Нож можно использовать как для разделки дичи и приготовления пищи, так и для обустройства быта.

Масса ножа 142 грамма. Общая длина - 236 мм. Клинок небольшой – 120 мм. Этого достаточно для большинства возлагаемых на такой нож задач. Он удобный, компактный и верткий. Спуски сведены с обуха. Такая геометрия позволяет клинку хорошо резать и позволяет точить режущую кромку на тонкие углы. Сведение около 0.25-0.3 мм, то есть кромка вышла достаточно тонкая, но не бритва. Это оптимальные параметры. Максимальная ширина клинка - 27 мм., толщина клинка в обухе - 5 мм.







На кончике клинка режущая кромка толще (около 0.4 мм) и угол заточки тупее. Это положительно сказывается на прочности – таким остриём можно с большей уверенностью колоть и сверлить, нежели тонким кончиком. Для изготовления клинка была выбрана австрийская инструментальная сталь к110 (аналог популярных сталей D2 и х12ф1). Она при эксплуатации не очень корродирует, требует минимального ухода и сочетает в себе хорошие режущие и прочностные качества.







Твердость клинка 60 HRC. Термообработку делал мастер Андрей Заремба. Некоторые элементы дизайна клинка выполнены под влиянием работ мастера Сергея Мурашко. В частности, это тупье, которое расположено чуть выше режущей кромки (запас на утачивание клинка), форма и расположение дульки, ну и абрис клинка получился несколько похожим на одну из моделей его ножей. Поверхность клинка после слесарной обработки на гриндере полировалась вручную алмазными пастами до получения «зеркала».











Монтаж клинка всадной. Рукоять составлена из двух пород дерева: падука и эбена. Чёрный и красный цвета хорошо сочетаются визуально. В данном случае, черная полоса эбена придает строгости и необычности внешнему виду ножа. Этому же призваны служить и грани по верхней части рукояти, рассчитанной под среднюю руку (длина 117 мм, толщина 20 мм). Пропитана рукоять оружейным маслом для дерева balsin stockoil.







Большое значение Павел придаёт ножнам. И всегда шьёт их лично. Показательно, что именно кустарям свойственно максимальное внимание ко всем мелочам, а ножны являются одним из важнейших элементов. Но даже мастера-штучники не всегда самостоятельно делают ножны для своих ножей.

Ножны для «Универсала» изготовлены из шведской кожи растительного дубления. Материал очень жесткий и плотный. Кожа формовалась по ножу и шилась мастером вручную. Покрашена американской краской на масляной основе, после пропитана смесью льняного и тунгового масла с финишной пропиткой специальным жиром для кожи - все это нужно для защиты ножен и ножа от влаги.










Резюме

В руке нож от Павла Никитина ощущается весомо и удобно, выглядит строго и добротно. Но при этом - просто. И даже как-то по-северному сурово. Казалось бы, ну что в этом ноже особенного? Любой или почти любой рукастый мужик так сможет. Раз-два и готово. Ан нет. Времени на изготовление такого ножа требуется, мягко говоря, немало, в общей сложности порядка 70-80 часов. Причём из них около 30-40 часов тратится на клинок (5-7 часов на слесарную обработку на гриндере, остальное - на ручную шлифовку и полировку), около 20 часов уходит на рукоять и столько же - на ножны. Это всё при наличии соответствующего оборудования и огромного опыта мастера и без учета времени на пропитку маслом и полимеризацию клея.









В итоге получился Нож, который отвечает изначальной концепции мастера-художника – практичный и радующий глаз ценителей. Критерий истины, помноженный на эстетику. Мы снова вернулись к правильному пониманию ножа как древнейшего предмета материальной культуры человечества. Ну разве это плохо?













контакты мастера: (е-мейл) - borz8787@mail.ru










   
Общественно значимые разделы,
охота и снаряжение
 
Военная история и политические обзоры
- публицистика
- военно-исторические очерки
- законодательство РФ
История оружия

- история огнестрельного и
  холодного оружия,
  исторические исследования

Снаряжение и экипировка
- одежда для охоты и рыбалки
- охотничья и тактическая обувь
- рюкзаки, сумки,
   подсумки, ремни и чехлы,
   боевое снаряжение

- фонари для охоты и туризма
- часы, компасы,
   средства связи, фототехника

- приборы биоконтроля
Охота и экспедиции

- охота, рыбалка,
  путешествия и экспедиции

Выживание и полевая медицина
- выживание, элементы снаряжения
  и полевая медицина
Дружественные сайты

- путь к друзьям