Огнестрельное, холодное и пневматическое оружие, тюнинг оружия, оптика, снаряжение и экипировка. История и политика.
Практические тесты, исследования по истории оружия, аналитические обзоры.

На этом сайте вы найдёте большое количество интересных и хорошо иллюстрированных материалов об отечественном и иностранном оружии, тюнинге оружия, оптике, снаряжении и охоте в России. Все статьи являются уникальными и помогут вам не только в выборе оружия и снаряжения, но и их индивидуальной адаптации
о себе о сайте Сахалин и Курилы фотогалерея контакты
Оружие, боеприпасы, оптика, история оружия
 
Огнестрельное и пневматическое оружие

- гладкоствольное
- нарезное
- комбинированное
- травматическое и
  сигнальное

- пневматическое оружие
- боеприпасы,
  снаряжение патронов

Тюнинг и чистка оружия,  аксессуары для IPSC

- тюнинг оружия и аксессуары
- чистка оружия
- товары
  для практической стрельбы

Холодное оружие

- охотничьи и туристические
  ножи, топоры и мультитулы

- приспособления для
  заточки ножей и инструментов

Оптика

- бинокли, монокли,
   зрительные трубы, дальномеры

- дневные прицелы
- тепловизоры, ночные прицелы,
   приборы ночного видения

- кронштейны
   к оптическим прицелам

Книги

- историческая, оружейная и
  охотничья литература

"Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков.."
/А.С.Пушкин/



Улучшение законодательства РФ

Экспертиза на коррупциогенность проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия», внесённого Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в Государственную Думу (Проект № 402489-5)

Юрий Максимов


Законопроект вносит поправки в ряд федеральных законов, в том числе в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. №150-ФЗ «Об оружии» (далее Закон об оружии).

В статье 1 проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления контроля в сфере оборота гражданского оружия» (далее Законопроект) содержится ряд корруппциогенных положений.

Коррупционное положение №1 – ВВЕДЕНИЕ НОВОГО ТИПА ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ ОРУЖИЯ - УДАРНО-СПУСКОВОГО МЕХАНИЗМА - при принятии и последующем вступлении в силу законопроекта становится вне закона часть оружия, которая на сегодняшний день является обыкновенной запасной частью и находится в свободном обороте, присутствует без изменений в макетах оружия и т.п. Само понятие ударно-спускового механизма очень объёмно, ударно-спусковые механизмы отличаются таким разнообразием, что это понятие можно толковать очень широко.

В статье 1 Законопроекта предлагается расширить типы основных частей оружия, за незаконное владение которыми в законодательстве России предусмотрена уголовная и административная ответственность.

На сегодняшний день существует масса различных типов ударно-спусковых механизмов, которые могут продаваться в охотничьих магазинах, как запасные части к гражданскому охотничьему оружию, они присутствуют в не лицензируемом сигнальном оружии и в макетах оружия. Фактически складывается ситуация, когда все типы ударно-спусковых механизмов становятся основной частью оружия.

Получается, что, к примеру, вынув ударно-спусковой механизм из сигнального револьвера, переделанного из револьвера системы «Наган», на владение которым не требуется разрешение органов внутренних дел и который находятся в свободной продаже, гражданин незаконно имеет основную часть оружия и не просто оружия, а боевого короткоствольного оружия – револьвера с нарезным стволом системы «Наган» и должен нести за это уголовную ответственность.

Фактически можно привлекать к ответственности граждан, имеющих макеты оружия с сохранённым ударно-спусковым механизмом и имеющих ударно-спусковые механизмы, как запасные части к гражданскому оружию. Причём уголовно наказуемым станет и самостоятельный мелкий ремонт ударно-спускового механизма, такой как замена пружин и т.п., так как на ремонт основных частей оружия гражданами распространится действие ст. 223 УК РФ. Фактически возникающая возможность применять в этих случаях карательные меры создаёт почву для коррупции.

Коррупционное положение №2 – РАЗДЕЛЕНИЕ ТИПА ГАЗОВОГО ОРУЖИЯ НА «ГАЗОВОЕ ОРУЖИЕ» И «ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ОГРАНИЧЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ» и ВВЕДЕНИИ ТЕРМИНА «ХИМИЧЕСКОГО» В ОПРЕДЕЛЕНИИ ВИДА ПОРАЖЕНИЯ ОТ ГАЗОВОГО ОРУЖИЯ - при вступлении Законопроекта в силу, положение владельцев «газового оружия с возможность стрельбы травматическими патронами» становится неопределённым.

В статье 1 Законопроекта предлагается ввести в Закон об оружии новый тип оружия – «огнестрельное оружие ограниченного поражения». Этот тип оружия предназначен для использования патронов травматического действия, определение которых также даётся в статье 1 Законопроекта. На сегодняшний день существует и сертифицировано подобное гражданское и служебное оружие. Сертификацию оно прошло как «газовое оружие» - «газовое оружие с возможность стрельбы травматическими патронами».

Уже много лет оно находится на рынке гражданского оружия и на руках населения в законном владении находится достаточно большое количество такого оружия. Травматические патроны к нему продаются лицам, фактически имеющим лицензию на газовое оружие. В случае принятия Законопроекта травматические патроны могут покупать, хранить, использовать только те граждане, которые будут иметь лицензии на «огнестрельное оружие ограниченного поражения».

Далее в Законопроекте определяется вид поражения от газового оружия, как «временного химического», а не просто «временного», как было ранее в Законе. Таким образом, и это для владельцев «газового оружия с возможность стрельбы травматическими патронами» указывает на невозможность владения травматическими патронами, так как поражение ими временное, но не химическое.

Исходя из этого, возникает явная возможность коррупционной составляющей, которая может проявиться по отношению к владельцам «газового оружия с возможность стрельбы травматическими патронами». После принятия Законопроекта сложится правовая коллизия, когда граждане, купившие травматические патроны к своему оружию, сертифицированному как «газовое», но имеющее возможность стрельбы травматическими патронами, эти патроны не смогут законно покупать, хранить и использовать. Фактически возникает возможность применять к таким гражданам определённые карательные меры, что однозначно повлечёт к нарушению прав граждан и создаёт почву для коррупции.

Статья 1 Законопроекта в части, касаемой статьи 1 Закона об оружии
Действующий Закон об оружии статья 1

Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии ….. следующие изменения: 1) в части первой статьи 1: а) в абзаце третьем слово «снарядом» заменить словами «метаемым снаряжением»; б) абзац четвертый дополнить словами «ударно-спусковой механизм»; в) абзац восьмой после слова «временного» дополнить словом «химического»; г) дополнить абзацами следующего содержания: «огнестрельное оружие ограниченного поражения – оружие, предназначенное для механического поражения живой цели на расстоянии метаемым снаряжением травматического действия, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, и не предназначенное для причинения смерти человеку; патрон травматического действия – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия или из огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение и не предназначенное для причинения смерти человеку; патрон газового действия – устройство, предназначенное для выстрела из газового оружия или из огнестрельного оружия ограниченного поражения, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования и снаряжение в виде слезоточивых или раздражающих веществ; патрон светозвукового действия – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия, из огнестрельного оружия ограниченного поражения, из газового или сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования и снаряжение светозвукового действия и не предназначенное для поражения живой цели; сигнальный патрон – устройство, предназначенное для выстрела из огнестрельного оружия или из сигнального оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение для подачи светового, дымового или звукового сигнала и не предназначенное для поражения цели».

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов; огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда; основные части огнестрельного оружия - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка; холодное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели при помощи мускульной силы человека при непосредственном контакте с объектом поражения; метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства; пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа; газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ; боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание; патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объединяющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение; сигнальное оружие - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов; оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации; производство оружия - исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей. К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).

Коррупционное положение №3 – ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА «ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ ОГРАНИЧЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ», КОТОРЫМ МОЖЕТ ВЛАДЕТЬ ГРАЖДАНИН, НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ КОЛЛЕКЦИОНЕРОМ ОРУЖИЯ, В 2 ЕДИНИЦЫ. Фактически может повлечь изъятие законно приобретённого гражданами оружия.

Фактически это положение сходно с положением №2. С технической точки зрения можно трактовать понятие «газового оружия с возможность стрельбы травматическими патронами», как «огнестрельное оружие ограниченного поражения».

Возникает почва для коррупции и явных злоупотреблений, связанная с тем, что в статье 1 пункт 8 Законопроекта вводится ограничение на количество единиц «огнестрельного оружия ограниченного поражения» в 2 единицы (для гражданина, не имеющего лицензии коллекционера оружия). Сейчас гражданин может иметь 5 единиц «газового оружия с возможность стрельбы травматическими патронами».

То есть, фактически при вступлении законопроекта в силу у гражданина, владеющего 5 единицами такого оружия, могут изъять 3 единицы.

Статья 13 в редакции Законопроекта (абзац 11)
Действующий Закон об оружии статья 13 (абзац 3)

Общее количество приобретенного гражданином Российской Федерации охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом не должно превышать пять единиц, спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом - пять единиц, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия - пять единиц, огнестрельного оружия ограниченного поражения - две единицы, за исключением случаев, когда перечисленные виды оружия являются объектом коллекционирования.

Газовые пистолеты и револьверы, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, сигнальное оружие и холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, граждане Российской Федерации имеют право приобретать на основании лицензии с последующей их регистрацией в двухнедельный срок в органах внутренних дел по месту жительства. В лицензии допускается регистрация не более пяти единиц перечисленных выше типов оружия. Лицензия выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия. Срок действия лицензии пять лет. Он может быть продлен в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Коррупционное положение №4 – ПРОХОЖДЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПРАВИЛ И НАЛИЧИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОРУЖИЕМ КАЖДЫЕ 5 ЛЕТ. Данный пункт заставляет граждан проходить повторно одну и ту же процедуру проверки одних и тех же знаний. При первичном получении разрешений на оружие, при сдаче охотничьего минимума граждане уже проходят подобную проверку знаний правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Требование каждый раз в 5 лет проходить такие проверки, а фактически сдавать экзамен, повлечёт существенную трату гражданами времени, нагрузит лицензионно-разрешительную систему органов внутренних дел, если на них возложат эту проверку. Если же будут к такой проверке привлечены сторонние организации, то ситуация с этими экзаменами может стать неуправляемой. Несомненно, такие проверки дадут мощнейшую коррупционную составляющую.

Данное требование изложено в статье 1 Законопроекта в абзаце 18 статьи 13 Закона об оружии в редакции законопроекта. В том же пункте отдельно говорится об обязательной первичной проверке знаний и обязательном предварительном обучении. Необходимость повторных проверок при этом выглядит непонятной и явно способствующей коррупции.

 

Статья 13 Закона об оружии в редакции Законопроекта (абзац 18)
Действующий Закон об оружии статья 13

Лицензия на приобретение оружия выдается гражданам Российской Федерации после прохождения ими соответствующей подготовки и проверки знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием и при отсутствии иных оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение оружия. Граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами гражданского огнестрельного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов и револьверов, охотничьего пневматического оружия, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием. Проверка знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием проводится организациями, определяемыми Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Норма о прохождении каждые 5 лет проверки знаний правил и наличие навыков безопасного обращения с оружием отсутствует.

Коррупционное положение №5 – ПРОХОЖДЕНИЕ ОТСТРЕЛА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧЁТА ГЛАДКОСТВОЛЬНОГО ДЛИННОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ПОРАЖЕНИЯ. В законопроекте не указаны сроки проведения таких отстрелов. Неясно, каким образом планируется технически реализовать эти требования.

В Законе об оружии существует требование о проведении контрольных отстрелов для формирования федеральной пулегильзотеки гражданского оружия с нарезным стволом. В Законе об оружии определено, что порядок отстрела и учёт полученного материала определяется Правительством России.

В Законопроекте меняют упоминание регулирующего органа на «федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел» и чётко устанавливают, когда такой отстрел должен проводиться для нарезного оружия.

Законопроект предполагает распространить эту норму и на гладкоствольное длинноствольное оружие и на огнестрельное оружие ограниченного поражение, отстрел при этом называется профилактическим, его порядок определяется тем же федеральным органом исполнительной власти, но при этом не устанавливаются сроки в Законопроекте напрямую. При этом граждан обязывают предоставлять патроны для этих отстрелов. Это отражено в статье 1 пункт 9 Законопроекта (вводится в Закон об оружии дополнительная статья 131).

Подразделения органов внутренних дел, занимающиеся контрольным отстрелом нарезного оружия, перегружены, на руках у населения гладкоствольного оружия и травматического (ограниченного поражения) больше на порядки, чем нарезного. Отсутствует техническая возможность организации этих мероприятий, непонятно как их будут реализовывать. Вероятна возможность появления коррупционной составляющей.

Статья 13 '1' Закона об оружии в редакции Законопроекта
Действующий Закон об оружии статья 11, содержащая нормы по отстрелу нарезного оружия

"Статья 13'1'. Контрольный отстрел из гражданского огнестрельного оружия Из гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом производится контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки при продлении срока действия разрешения на хранение и ношение такого оружия, после проведения ремонта его основных частей, а также при его продаже другому лицу. Порядок проведения контрольного отстрела из гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом и требования к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пулегильзотеку, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения производится отстрел для профилактического учета гильз указанного оружия. Порядок проведения отстрела из гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, огнестрельного оружия ограниченного поражения и порядок учета и хранения гильз, отстрелянных из этого оружия, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Патроны для проведения отстрела из оружия, указанного в части второй настоящей статьи, представляются владельцами оружия в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел".

Статья 11. Право на приобретение оружия и временное пользование оружием государственными военизированными организациями Государственные военизированные организации имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Из огнестрельного оружия с нарезным стволом производится контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Перечень подлежащего контрольному отстрелу огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций, определяется Правительством Российской Федерации. Требования к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пулегильзотеку, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел, имеет право приобретать виды, типы и модели оружия и патронов к нему, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, для выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Заключение

Указанные коррупциогенные положения связаны с сильным различием действующего Закона и предлагаемых в Законопроекте изменений, с наличием ряда норм, которые не могут быть исполнены или исполнение которых нецелесообразно. Возникающие при этом возможные коррупциогенные моменты, усложнение процедуры перерегистрации оружия ведёт, в конечном счёте, к нарушению прав граждан.

Желательно при подготовке законопроекта ко второму чтению учесть выявленные коррупциогенные факторы.

21 сентября 2010 г.

Подготовлено в рамках работы над совершенствованием
федерального законодательства Ю.А. Максимовым.


По результатам рассмотрения корупциогенных факторов, выявленных Ю.А. Максимовым в процессе подготовки поправок в оружейное законодательство были приняты следующие меры:

1) Из законопроекта исключены положения, приравнивающие ударно-спусковой механизм к основным частям оружия. (Учтены полностью возражения Ю.А. Максимова)

2) Предложения касательно разделения газового оружия и огнестрельного оружия огнестрельного поражения приняты к сведению и будут учтены в процессе подготовки Постановления Правительства РФ с изменением Правил оборота гражданского и служебного оружия.

3) Предложения касательно исключения обязательного прохождения проверки знаний при перерегистрации гражданского оружия учтены частично. Процедура проверки знаний каждые пять лет при перерегистрации оружия исключена для граждан, владеющих охотничьим оружием, и имеющих действующий охотничий билет.

4) Предложения по исключению из законопроекта контрольного отстрела гладкоствольного охотничьего оружия исключены полностью.






   
Общественно значимые разделы,
охота и снаряжение
 
Военная история и политические обзоры
- публицистика
- военно-исторические очерки
- законодательство РФ
История оружия

- история огнестрельного и
  холодного оружия,
  исторические исследования

Снаряжение и экипировка
- одежда для охоты и рыбалки
- охотничья и тактическая обувь
- рюкзаки, сумки,
   подсумки, ремни и чехлы,
   боевое снаряжение

- фонари для охоты и туризма
- часы, компасы,
   средства связи, фототехника

- приборы биоконтроля
Охота и экспедиции

- охота, рыбалка,
  путешествия и экспедиции

Выживание и полевая медицина
- выживание, элементы снаряжения
  и полевая медицина
Дружественные сайты

- путь к друзьям